«Лучший за все годы». Худрук Михаил Бычков подвел итоги 8-го Платоновфеста

, Воронеж, текст — , фото — Андрей Архипов (из архива)
  • 4832
«Лучший за все годы». Худрук Михаил Бычков подвел итоги 8-го Платоновфеста «Лучший за все годы». Худрук Михаил Бычков подвел итоги 8-го Платоновфеста
В событие вовлекли 100 тыс человек – на 20% больше, чем в 2017-м.

Художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков назвал восьмой форум искусств лучшим за все годы существования на круглом столе с журналистами в воскресенье, 17 июня. При этом Михаил Бычков заявил, что нет никаких гарантий, что фестиваль будет существовать и дальше в таком виде.

– Это лучший фестиваль, который я когда-либо делал. Для меня это культурный, гуманитарный, творческий проект, и он важен для нас, потому что действительно на две недели в первой половине июня ежегодно Воронеж с некоторых пор становится культурной столицей России. Но надо понимать, что так было не всегда, и нет никаких гарантий, что это будет продолжаться, – отметил Михаил Бычков.

Художественный руководитель рассказал, что в фестивальную орбиту Платоновефста-2018 было вовлечено около 100 тыс. человек, что на 20% больше, чем в 2017 году.

Про театр

1.jpg

Предметом своей особой гордости Михаил Бычков назвал театральную программу восьмого фестиваля, объединившую как спектакли крупнейших российских режиссеров, так и представления именитых деятелей зарубежного театра.

Отдельно худрук фестиваля остановился на документальном спектакле «100% Воронеж», ставшем открытием форума. Михаил Бычков подчеркнул важность того, что Воронеж стал первым провинциальным городом на карте этого международного проекта театральной компании Rimini Protokoll. В предыдущие годы немецкие режиссеры реализовывали идею «100% города» исключительно в мировых столицах – Лондоне, Токио, Париже, Вене, Амстердаме и других.

– Я прекрасно знаю, как это событие было оценено на театральном пространстве России, представляю, как оно будет жить в мировом театральном пространстве. Видеозапись спектакля будет навечно доступна каждому в Сети наряду со «100% Филадельфией», «100% Мельбурном» и так далее. То, что нам удалось реализовать этот трудный и масштабный проект в области документального театра, – это результат огромной работы и сотрудников фестиваля, и компании Rimini Protokoll, которая продолжалась полгода. Эта большая команда долго и упорно трудилась и в конце концов сумела организовать на сцене цельное и управляемое поведение 100 человек в возрасте от четырех до 86, и это феноменально, – сказал Бычков.

Михаил Бычков также рассказал, что слышал о разных оценках этого проекта, но сам относится к тем, кто считает, что на сцене действительно был представлен реальный срез горожан, хоть и далеко не полный. Худрук также подчеркнул, что поведение людей на сцене, многим показавшееся искусственным, просто не могло быть срежиссировано.

– Я не могу себе представить, чтобы жители Воронежа, кем бы они ни были – продавцами, военнослужащими или пенсионерами, – по указке немецких режиссеров на вопрос «Вы за смертную казнь или нет?» переходили бы в ту сторону, куда им скажет режиссер, а не туда, куда им хочется. То же касается и других вопросов – нужны ли прямые выборы мэра, боитесь ли вы бывать в отдельных районах Воронежа ночью или считаете ли вы, что реальные результаты выборов отличаются от официальных. Люди реально принимали решения. Причем я сам видел, как на репетициях и прогонах их мнение менялось, – рассказал Михаил Бычков.

Художественный руководитель форума сказал, что, по его мнению, именно таким событием и нужно открывать уважающий себя международный фестиваль, потому что открытие – это «не гирлянды роз и праздничные марши, а содержание». И содержание именно этого проекта, по мнению Михаила Бычкова, было наиболее значимым для Воронежа и для фестиваля.

Рассказывая о других событиях театральной программы, Михаил Бычков подчеркнул важность того, что кроме спектаклей и пресс-конференций почти все режиссеры-участники фестиваля провели в Воронеже творческие встречи со зрителями и студентами, а драматурги устроили читки современных пьес в рамках программы «Театр+». Платоновскую программу восьмого форума, в которую традиционно вошли постановки по произведениям Андрея Платонова, Бычков назвал очень хорошей. Худрук отметил, что театры, участвовавшие в этой программе, показали разные подходы к Платонову, что лишний раз доказало, что творческое наследие писателя живо и до сих пор привлекает современных деятелей искусства.

Про парад

2.jpg

Михаил Бычков рассказал и о театральном параде «Пушкинские игры», который в этом году не составили из выступлений разных артистов, а сделали цельным шоу с единой концепцией специально для фестиваля.

– Мы пробовали вещь достаточно необычную – не купить готовый продукт в жанре уличного театра, а дать возможность проявиться молодым творческим людям. И вот эти люди, только начинающие творческий путь, на протяжении многих месяцев мастерили какие-то объекты, делали первый в своей жизни крупный проект. Мне кажется, что такое начинание предполагает особо деликатное и поощрительное отношение. Мы ведь хвалим своих детей, когда они идут на свой первый в жизни концерт. А тут я слышал такие мнения, что они были зажаты, мало контактировали с публикой. Ну конечно. Но эти люди с большим воодушевлением стремились сделать для нас праздник, выразить свое отношение к Александру Сергеевичу. Этот парад был с интеллектуальной начинкой, он не был рассчитан на прямолинейный внешний эффект, – сказал Михаил Бычков.

Благодаря рамкам металлодетекторов, которые в этом году установили на улице Кирова в день проведения театрального парада для обеспечения безопасности, организаторам удалось с большой точностью посчитать количество воронежцев, посетивших праздничное шествие. Оказалось, что 12 июня на «Пушкинские игры» пришли 37 тыс. горожан – это рекорд по сравнению с прошлыми годами.

Про музыку и литературу

3.jpg

Музыкальную программу восьмого Платоновфеста худрук назвал сильной и отметил, что такую программу не стыдно предложить любому гурману, посещающему мировые музыкальные события. По словам Бычкова, Юрий Башмет и другие именитые музыкальные гости фестиваля с ним в этом солидарны.

– Лично для меня вершиной этого процесса было выступление «Кронос-квартета» в нашем городе. Я убедился в том, что пока не все посетители музыкальных событий доросли до того, чтобы открыто, с любопытством принимать современную музыку. Но, к счастью, подавляющее большинство слушателей с восторгом восприняли предложенную программу, за что музыканты вознаградили их продолжительным отделением бисов, – сказал Михаил Бычков.

Худрук Платоновфеста отметил, что и остальные события музыкальной программы состояли не из традиционных филармонических хитов. Опен-эйр «Музыка мира в Белом колодце» этого года Михаил Бычков назвал образцово сложившимся. По мнению режиссера, на концерте под открытым небом повезло и с погодой, и с программой, и с атмосферой, которую Бычков назвал европейской.

– Я отдельно хочу поблагодарить владельцев Белого колодца, которые специально для нас в течение недели обустраивали концертную площадку. Из-за сильного разлива наша сцена была покрыта слоем воды, и владельцы карьера помпами откачивали воду в соседнее озеро, – рассказал Бычков.

Михаил Бычков также рассказал, что новая фестивальная площадка на дамбе Чернавского моста всем понравилась и доказала свою состоятельность. Худрук Платоновфеста не стал подробно останавливаться на литературной и выставочной программах форума, сказав лишь, что они получились насыщенными и пользовались большой популярностью зрителей.

Про фестивальный арт-центр

4.jpg

Три года назад дирекция Платоновфеста придумала новый формат открытого для всех горожан фестивального арт-центра. Два года подряд эту роль исполнял арт-центр «Коммуна» в здании бывшей типографии – там проходили выставки, встречи с литераторами, концерты и другие мероприятия. В 2018 году дирекции пришлось искать новое место для всего этого, так как владелец «Коммуны» не смог определиться с дальнейшей судьбой здания. Новым арт-центром стал Дом губернатора – особняк на проспекте Революции, недавно отданный в ведение музея имени Крамского. В течение двух фестивальных недель там проходили выступления поэтов и писателей, лекции, работала выставка.

– В городе есть огромная потребность в культурном кластере, который был бы центром притяжения людей. Использование здания Дома губернатора – это временное решение. Наверняка было бы более атмосферно проводить все это на территории бывшего ликеро-водочного завода, нам предлагали этот вариант. Но он – в стороне от центра города, это не было бы так удобно, – объяснил Бычков.

В конце конференции худрук Платоновского фестиваля выразил благодарность врио губернатора Воронежской области Александру Гусеву. Михаил Бычков отметил, что глава региона «дал возможность нашей программе быть реализованной».

– Поверьте, немало было заходов в его сторону на тему того, что надо бы вмешаться и поправить Бычкова, дирекцию по разным причинам – в том числе и по экономическим, и по идеологическим. У нас начались тревожные тенденции, связанные с вмешательством в учреждения культуры на уровне содержания. Но глава региона решил, что в этом году фестиваль будет таким, каким его придумал художественный руководитель. А дальше время покажет, – сказал Михаил Бычков.

Художественный руководитель Платоновфеста раскритиковал работу департамента культуры Воронежской области, отметив, что региональные чиновники мешали дирекции в организации форума искусств 2018 года.

Контекст

Восьмой международный Платоновский фестиваль искусств проходил в Воронеже с 6 по 17 июня. Финальным событием форума стал танцевальный спектакль «Автобиография» британской Компании Уэйна МакГрегора.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: